Пятница, 17.05.2024, 08:56

Главная | Мой профиль | Выход

Меню сайта
Дисциплины
Компьютерная графика [11]
Компьютерные коммуникации и сети [22]
Мультимедиа [10]
Локальные сети и Интернет [2]
Информатика [12]
ИКТ в дистанционном образовании [4]
Основы телекоммуникаций [3]
КПК [4]
Современные мультимедийные и коммуникационные технологии в образовании
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ИКТ в дистанционном образовании

4. Информационные технологии изложения информации

4. Информационные технологии изложения информации

В рамках работ по анализу баз данных сложился термин навигация, означающий процесс перехода от одного элемента данных к другому. Это понятие очень полезно для изучения информационных структур, с которыми мы работаем.

Если мы хотим рассматривать информационные процессы в связи с педагогическими технологиями, нужно ответить на вопрос: как в гипертексте отражается структура мышления в ее современном понимании? Основная проблема в том, что современный гипертекст чисто технически допускает развитие структур, противоречащих мышлению и нарушающих его. Значит, нам нужно выделить допустимые структуры гипертекста. Он гораздо более свободен, чем классический бумажный текст, но не может быть абсолютно свободен, иначе он перестанет служить мысли, станет неудобочитаемым и неоднозначно интерпретируемым. Проведем анализ в двух аспектах, рассматривая сначала классические (бумажные), а затем неклассические (электронные) тексты.

Под классической навигацией мы будем понимать перемещение поля зрения читателя с одного участка текста на другой. Это упростит переход к анализу гипертекста, так как поле зрения может перемещаться по тексту относительно произвольно, так что соответствующие движения мускулов глаз и рук читателя имитируют некоторые операции, которые при чтении гипертекста берет на себя компьютер. Если бы мы взяли за основу более «прямолинейное» понимание навигации как последовательного линейного перемещения глаз по словам текста, многие особенности современного гипертекста представились бы нам радикальным отходом от классического текста. При принятой нами трактовке гипертекст выступает в качестве естественного развития классического текста, не создающего радикально новых возможностей, а, скорее, помогающего более эффективно реализовать существующие. Такая преемственность — важный момент всего нашего описания, основанного на единстве законов мышления.

Разные тексты предполагают разные модели навигации. Художественный текст обычно рассчитан на последовательное чтение, так как «гиперскачки» могут разрушить задуманный автором эффект. Сложный математический текст, напротив, зачастую предполагает многочисленные возвраты поля зрения к предшествующему тексту, исходным аксиомам и т. п. При переходе к гипертексту такие особенности исходного классического текста, конечно, нужно учитывать, чтобы средства навигации, предлагаемые гипертекстом, не вступали в противоречие с естественными потребностями навигации. Например, вряд ли автору детективной истории понравится, если web-дизайнер в начале текста поместит кнопку «Разгадка» или «Узнайте, кто убийца»[1].

Уже в классическом линейном тексте зародились некоторые способы использования двухмерного, плоского характера листа бумаги как носителя информации с целью управления навигацией для отображения логических связей. Это — списки,таблицы и схемы.

 

Списки

Списки обычно подразделяются на нумерованные и ненумерованные. Список — одна из простейших двухмерных конструкций управляющих навигацией в классическом тексте. Логически список связан с классификацией. Соответственно, применяются многоуровневые списки, обеспечивающие многоуровневую классификацию.

На списках построены оглавления и указатели книг. С помощью списка можно описывать и объекты, не удовлетворяющие всем требованиям, предъявляемым к классификации, а лишь сходные с ней синтаксически. Так, списки могут выражать не только результат классификации объектов, но и перечисление свойств одного и того же объекта. То есть сама по себе эта текстовая структура не имеет четкой формальной функции, которая должна уточняться автором текста. Аналогично и при чтении текста необходимо обращать внимание на то, как оговаривается формальная функция этой структуры автором текста. Предположение, что формальная функция задается по умолчанию, может привести к ошибке в интерпретации смысла текста.

В школьных учебниках математики в настоящее время в рамках классического текста используются условные обозначения, позволяющие четко выявить его логическую структуру:

- фигурной скобкой объединяются высказывания, связанные логическим оператором И;

- квадратной скобкой объединяются высказывания, связанные логическим оператором ИЛИ.

Итак, можно сделать вывод, что список — это типичный пример классической конструкции текста, тесно связанной с иерархией понятий, для отображения которой они в первую очередь и предназначены.

 

Таблицы

Таблицы представляют собой более сложные логические и навигационные конструкции в тексте, чем списки[2]. Тем не менее иногда их области действия пересекаются.

Таблица возникла в рамках классического подхода, но нашла широкое применение и в неклассическом. Таблица — способ не только графически компактного отображения информации, но и логического анализа. О последнем не стоит забывать, так как при переходе к неклассическим таблицам появляется много возможностей их графического сжатия за счет создания динамических таблиц, которое не должно идти в разрез с логичностью отображения данных.

Наиболее хорошо исследованной и относительно простой формой таблиц является так называемая плоская таблица. В плоской таблице все строки состоят из одинакового количества элементарных ячеек. Ячейка является элементарной, если она не содержит в себе других ячеек.

Таким образом, основой плоской таблицы является строка, поэтому при переходе к неклассическим таблицам, когда появляется много возможностей их графического сжатия, которое не должно идти в разрез с логичностью отображения данных, нужно заботиться об одновременности представления строки в целом. Если такое представление оказывается невозможным из-за ограниченных размеров окна просмотра, безусловным требованием остается одновременность представления всех граф подлежащего. При этом также безусловным требованием является наличие специальных символов или кнопок, наглядно указывающих на незавершенный характер обозреваемой информации и наличие возможностей дополнительного просмотра.

 

Тексты

Рассмотрим тексты, представленные в Интернете и предназначенные для дистанционного обучения (ДО). Поэтому мы иногда будем говорить об особенностях курсов ДО, а иногда — о гипертексте в целом или будем использовать еще более общее понятие — «электронный текст».

На определенном этапе развития информатики в середине прошлого века появилась потребность и техническая возможность создания массивов информации, имеющих неклассический характер, предназначенных для оперативной работы многих людей, решающих разные задачи. В результате развилась теория информационных систем, которая впоследствии породила теории баз данных и баз знаний. Одна из особенностей таких систем состоит в том, что они должны предоставлять возможность каждому отдельному человеку пользоваться некоторым «срезом» информации, классическим по своему характеру, т. е. предназначенным для человеческого восприятия и решения узкого круга конкретных задач. Наиболее естественным способом обеспечения такой особенности информационных систем было разбиение всего массива информации на относительно элементарные блоки и описание возможных связей между блоками.

За основу представления таких классических срезов информации в Интернете взят гипертекст. Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно было широко распространено и раньше, прежде всего как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения).

 

Способы навигации по тексту

Самая простая модель навигации — линейная, свойственная классическим бумажным книгам, предполагающая последовательное от начала к концу чтение абзацев, глав, частей и томов. Уже на уровне бумажных книг делались попытки усложнения навигации, например практически обязательной частью научных книг были указатели терминов. Такие указатели в неявном виде подразумевали, что научную книгу не обязательно читать, как детектив, линейно.

Практически любая правильно построенная бумажная энциклопедия представляет собой нелинейный текст, в электронных энциклопедиях и справочниках это свойство проявляется еще ярче. Энциклопедии построены по принципу взаимосвязанных и взаимно ссылающихся терминологических циклов.

Хорошо построенный учебный курс использует несколько иную модель нелинейного текста, аналогичную двойной спирали ДНК, хранящей и передающей генетическую информацию. Возможно, аналогия здесь более глубокая, чем кажется на первый взгляд, и связана она с общностью функций.

Линейная структура изложения материалов занятий усложняется за счет дополнительных материалов, связанных с основной линией текста не иерархически, а циклически, и за счет дополнительных материалов завязывающихся дискуссий, также имеющих циклическую структуру. Интересно отметить, что иерархическое мышление настолько въелось в головы людей с техническим стилеммышления, что в программе HTML нет стандартных методов реализации цикличности гипертекста. Поэтому дизайнерам курсов приходится на ходу изобретать различные ухищрения (типа «назад», «возврат» и т. п.), распространенность которых свидетельствует именно о нелинейном и неиерархическом характере современного гипертекста. Есть, пожалуй, только одно относительно удачное и стандартное решение, реализованное для сносок в программе Microsoft Word, позволяющее, посмотрев сноску, сразу вернуться к исходному тексту. Еще одним интересным способом реализации нелинейности текста является использование четырехмерного электронного текста в виде всплывающих подсказок. Эти подсказки не только всплывают как бы в другой плоскости расположенной над текстом, но и существуют в другом интервале времени, чем текст, временно возникая, когда в них появляется потребность.

 

Полужирным шрифтом выделяется слово, к которому относится поставленная проблема. Цвет всплывающей надписи позволяет выделить ее на фоне самого текста. Всплывающая надпись возникает при наведении указателя мыши на выделенное слово в тексте и исчезает, когда указатель перемещается в другое место

Поскольку одной из важных особенностей компьютера является способность хранить большие объемы информации, быстро и безошибочно ее воспроизводить, в электронных текстах сложились такие способы представления списков, которые не характерны для бумажных текстов. Так, указатели в электронном тексте обычно снабжаются небольшой локальной поисковой системой, что позволяет значительно ускорить и автоматизировать поиск элементов указателя. Таким образом, текст электронного указателя, как правило, не существует как обозреваемое единое целое. В каждый конкретный момент времени имеется лишь отдельный его элемент, несколько элементов. Отметим, что мы говорим об обозреваемом единстве, т. е. представленном в наглядной для человека форме. Естественно, что в машиночитаемой форме текст электронного указателя всегда существует как единое целое.

Многие сайты в Интернете снабжены глобальной поисковой системой, представляющей собой еще менее привычную текстовую структуру. Для этой структуры характерно, что список элементов, из которых черпается предоставляемая абоненту Интернета информация, постоянно и стремительно растет.

Интернет уже сейчас содержит огромное количество разнообразной информации, которая значительно прирастает в объеме с каждым годом. Как не утонуть в этом океане? Есть в сети Интернет организации, специализирующиеся на оказании поисковых услуг (Excite, Rambler, Yandex,Google и т.п.). Каждая из этих систем поиска имеет свои особенности и некоторые общие свойства этого типа услуг, которые стоит знать и уметь использовать. Поисковые услуги можно подразделить на:

  • каталоги;

  • поисковые системы.

Каталоги хранят информацию, предоставляемую им серверами по специальным формам, поскольку www-серверы, особенно те из них, которые занимаются коммерческой рекламой, заинтересованы в распространении своей информации. В каталогах информация разбита на классы, подобно каталогу обычной библиотеки. Самообновления информации в них не происходит. За каталогами следят работники соответствующего сайта, именно они решают, к какому классу отнести полученную с www-сервера информацию, включить ли ее в каталог или убрать, переместить. Этот процесс носит название индексирования информации.

Поисковые системы ежедневно прочесывают сеть Интернет и автоматически индексируют текстовую информацию, и такие каталоги оказываются самообновляющимися.

Все описанные выше логические особенности нелинейного и неиерархического гипертекста и такого инструмента работы с текстом, как поисковые системы, показывают, что мы находимся, возможно, в начале нового этапа развития текста. Современный гипертекст пока недалеко ушел от своего бумажного прародителя, но это — результат нашей инерции мышления, а не ограничений, свойственных самому гипертексту. Например, он может изменяться по ходу работы с ним, «раскрываться» или «сжиматься» в результате реакции на действие или бездействие читателя. Так, дочитав до конца главу, мы можем вернуться к ее началу и обнаружить, что вводная часть изменилась с учетом новых знаний, полученных читателем. Или, наоборот, пропустив какой-то важный аргумент, мы можем обнаружить, что текст никак не заканчивается, и выводов из главы сделать нельзя. Это динамические свойства гипертекста, связанные с его «четырехмерным» характером, неразрывной связью со временем как дополнительным измерением, в котором он существует. Однако время — совсем не простая категория. Время как педагогическая категория требует различать его психологический и физиологический аспекты.

Ставшие для многих обитателей Интернета уже привычными форумы — это типичные неклассические, электронные структуры текста. Форумам и электронным письмам в высокой степени присуща еще одна типично неклассическая характеристика — цитатность, вызванная простотой цитирования чужого текста, обеспечиваемой большинством современных программ поддержки электронной почты и web-форумов. В некоторых электронных письмах можно наблюдать 3—4 уровня цитирования, вложенных друг в друга текстов. Это признак еще более высокого уровня использования приемов, типичных для современных литературных произведений — «текст в тексте». Помимо значительного снижения трудоемкости общения электронное цитирование создает и еще особый стиль диалогического слова в рамках одного текста. Чужая логика и чужой стиль изложения заставляют автора письма искать более точную аргументацию, в противном случае ответное письмо окажется слишком очевидно и наглядно логически несбалансированным.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности классических и неклассических текстов, а также основные особенности современного гипертекста как одной из базовых интернет-технологий дистанционного обучения.

Подводя итог сказанному, можно кратко перечислить их основные отличительные черты:

Бумажный текст

Гипертекст

Использование логически простых (линейных и иерархических) структур Отказ от линейности и иерархичности текста.
Применение сложных сетевых структур
Ориентация на «равного автору» читателя Двойное кодирование
Ориентация на доказательство истинности одной идеи Цитирование многих идей

Вопросы и задания к семинарским занятиям

  1. В чем отличие технологий для организации изложения информации от других технологий?

  2. Какие основные технологии применяются для организации изложения информации?

  3. Поясните, как вы понимаете термин «гипертекст»?

  4. Попробуйте самостоятельно сформулировать основные отличия бумажного текста от электронного.


 

[1] Интересно, что современный гипертекст, в отличие от его классического бумажного прародителя, обладает возможностью технологически воспрепятствовать читателю «заглядывать» в конец книги. Думается, что эта возможность пока до конца не осознана не только авторами детективов, для которых она — «золотая жила», но и не менее заинтересованными в таких возможностях педагогами.

[2] Конечно, как и для списков, в реальных текстах применение таблиц не исчерпывается очерченными здесь рамками, поскольку авторы могут ставить задачи за пределами чисто логических связей понятий. Можно считать, тем н менее, что здесь описана некоторая основная, наиболее часто используемая функция таблиц в текстах.

Категория: ИКТ в дистанционном образовании | Добавил: Yury_Vyacheslavovich (31.01.2013)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz