Четверг, 16.05.2024, 16:22

Главная | Мой профиль | Выход

Меню сайта
Дисциплины
Компьютерная графика [11]
Компьютерные коммуникации и сети [22]
Мультимедиа [10]
Локальные сети и Интернет [2]
Информатика [12]
ИКТ в дистанционном образовании [4]
Основы телекоммуникаций [3]
КПК [4]
Современные мультимедийные и коммуникационные технологии в образовании
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ИКТ в дистанционном образовании

2. Особенности и модели дистанционного обучения

 2. Особенности и модели дистанционного обучения

Характерные особенности дистанционного обучения заключаются в следующем.

- Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует какого-либо образовательною ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

- Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.

- Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.

- Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т. п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Как правило, асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе ДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.

- Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО и признания ее традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в ДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

- Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология ДО — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение через сети друг с другом и с преподавателями.

Дистанционное обучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которые делают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивное влияние на студента, повышающее его трудолюбие, творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать с компьютерной техникой.

Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при ДО, могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается и степень вовлечения обучаемых в учебный процесс. Интерактивные возможности используемых при дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые не возможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения. В то же время дистанционное обучение должно строиться на уже освоенных, успешно прошедших апробацию методиках как заочного, так и очного обучения, наиболее эффективных и прогрессивных из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет, тогда и там, когда и где он хочет, и на том языке, на котором он хочет.

Однако существуют и некоторые отрицательные стороны дистанционного обучения:

- отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, т. е. исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;

- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических свойств характера обучающегося: жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности;

- необходимость постоянного доступа к источникам информации, для чего нужна хорошая техническая оснащенность обучающегося;

- в результате дистанционного обучения иногда ощущается недостаток практических занятий;

- отсутствие постоянного контроля, который для некоторых обучающихся является мощным побудительным стимулом.

В то же время по данным опроса обучающихся по дистанционным технологиям студентов одного из московских вузов выявлено, что подавляющее число студентов не назвали в числе трудностей: отсутствие личного контакта с преподавателем. Практически все студенты указали единственную трудность, связанную с самоорганизацией учебного процесса, которая и является одной из важнейших составляющих системы дистанционного образования.

Существующие модели образовательных учреждений, функционирующих на основе использования дистанционного обучения и информационных технологий, определяются под влиянием трех компонентов:

1. технологического;

2. педагогического;

3. организационного.

Характер первого из них зависит от информационных технологий, используемых для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом.

Значение второго компонента определяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.

Третий компонент характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.

Идеальная модель дистанционного обучения должна включать в себя учебную среду с оптимальным распределением роли указанных компонентов (технологических, педагогических, организационных), которое зависит от влияния различных факторов.

Многие развитые страны обладают мощной системой дистанционного образования. Поэтому рассмотрение опыта организации дистанционного обучения за рубежом позволяет более четко представить его модели и избежать возможных ошибок в процессе становления российской системы дистанционного обучения.

 

В настоящее время успешно используются следующие модели дистанционного обучения.

Модель дистанционного обучения на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования. Такая модель организации дистанционного обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Университеты, работающие по данной модели, обучают студентов как очно (в стенах университета полный рабочий день), так и дистанционно. Студенты обеих форм обучения проходят одинаковую программу и сдают одни и те же экзамены в соответствии с одинаковыми стандартами.

Студенты-очники имеют доступ к материалам, разработанным для дистанционного обучения. В таких учебных заведениях дистанционное обучение, как правило, включено в структуру традиционного университета, хотя нередко имеет собственную администрацию, студенческий отдел, а также отдельный штат преподавателей.

Масштабы деятельности подразделений дистанционного образования в рамках учебных заведений с двумя формами обучения значительно меньше по сравнению со специализированными вузами. Большая часть накладных расходов нередко покрывается за счет ресурсов, ассигнованных на осуществление программ очного обучения.

Имея сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых новейших курсов дистанционного обучения. Так, большой выбор экономических специальностей для этой системы предлагают Оксфордский и Кембриджский университеты (Великобритания), Шеффилдский университет (Шотландия), Новый университет Южного Уэльса (Австралия) и др.

Дистанционное обучение проводится в основном по кейс- технологии (печатные пособия, аудио- и видеокассеты, компакт- диски) с использованием телекоммуникационных технологий. В этом отношении показателен опыт такого признанного лидера в области дистанционного обучения, как университет Ольстера, активно применяющий для обучения аудио- и видеоконференции. Необходимость активного применения аудио- и видеоконференций было обусловлено следующими причинами. Университет образовался в результате слияния нескольких учебных заведений, он включает в себя четыре отдельных университетских территории, отстоящие друг от друга на расстоянии более 100 км. Использование вначале аудио-, а затем и видеоконференций позволило включать в процесс обучения студентов разных территорий университета. Опыт оказался успешным как с педагогической, так и с экономической стороны (при проведении аудио- конференций).

Университет Новой Англии (UNE) изначально был основан в 1938 г. как колледж в рамках Университета Сиднея. Автономность и право выдавать собственные дипломы он приобрел в 1954 г. UNE ведет дистанционное обучение студентов с 1955 г. Поскольку это учебное заведение стало первым нестоличным австралийским университетом, возникла необходимость найти обоснование его появлению, предложив что-то новое. Было принято сознательное решение ориентироваться на студентов, предпочитающих обучение по почте. В 1989 г. UNE объявил себя одним из восьми австралийских центров дистанционного образования.

Университет стремится сочетать академические стандарты с требованиями рынка труда. Система набора студентов достаточно либеральна, специальные требования могут предъявляться в случае приема на альтернативной основе, приема лиц, не имеющих необходимого уровня образования, а также приема австралийских граждан, проживающих за рубежом. В 1999 г. в университете дистанционно обучались 13 тыс. студентов, что составило более 75 % от общего количества обучающихся. В Университете четыре факультета: гуманитарных наук; экономики, бизнеса и права; педагогики, медицины и профессиональной подготовки; естественных наук.

В качестве средств дистанционного обучения используются, главным образом, печатные лекционные материалы, подготовленные преподавательским коллективом университета, аудио- и видеопленки, записи радио- и телепередач, компакт-диски. Все более интенсивно привлекаются интерактивные мультимедийные средства, а также компьютерные средства связи, в частности видеоконференции. Некоторые дистанционные курсы дополняются аудиторными занятиями, которые проводятся в главном здании UNE в Армидейле (Новый Южный Уэльс).

Университет Ватерлоо (University of Waterloo) в Канаде был основан в 1957 г., а в 1968 г. здесь начали свою работу первые дистанционные курсы. В настоящее время программа дистанционного образования этого университета является одной из крупнейших в Канаде. Условия приема в Университет одинаковы как для очных, так и для дистанционных студентов, хотя в последнем случае предусмотрена специальная система для взрослых, находившихся некоторое время в отрыве от системного образования.

Университет предлагает более 250 студенческих курсов на пяти факультетах: медицинском, гуманитарных наук, экологическом, математики и естественных наук. Диплом о высшем образовании в области гуманитарных наук, экологии или естественных наук можно получить, обучаясь дистанционно. Дистанционные программы обучения максимально приближены к своим стационарным эквивалентам. Дистанционные курсы читаются в стенах университета как составная часть регулярных академических программ. Как правило, они подготовлены преподавателями, ведущими как очное, так и дистанционное обучение. Условия приема на обе формы обучения одни и те же, однако для дистанционных студентов может быть предусмотрен особый набор контрольных работ и экзаменов.

Для обучающихся дистанционно через Интернет доступна степень магистра прикладных наук. В 1999 г. было зарегистрировано более 10 тыс. дистанционных студентов.

В качестве учебных средств традиционно используются печатные материалы, дополняемые аудиокассетами. Эти средства служат как для обучения, так и для контроля знаний. Для отдельных курсов предусмотрены наборы для проведения лабораторных работ в домашних условиях. Все большее число курсов использует Интернет. Студенты общаются со своими наставниками посредством почты, телефона, электронной почты и факса.

Одним из старейших американских университетов, в котором широко используется дистанционное обучение по сетевой технологии, является Пенсильванский государственный университет. В нем обучаются более 19 тыс. студентов из 50 штатов США и 20 стран мира.

В последнее время в ряде учебных заведений используются системы смешанного обучения, т.е. применение различных форм обучения в рамках этого заведения. При параллельном построении системы студенты в одно и то же время проходят дистанционное и аудиторное обучение. Если же они сначала обучаются очно, а затем дистанционно (или наоборот), речь идет о последовательной системе. Кроме того студенты, обучающиеся дистанционно, могут периодически слушать лекции и участвовать в очных семинарах. Очные студенты, в свою очередь, могут иметь возможность самостоятельно пользоваться материалами, подготовленными для дистанционного обучения. В учебных заведениях, использующих организационные системы смешанного типа, преподаватели, как правило, работают со студентами всех форм обучения.

Примером подобного учебного заведения может служить Университет Массей (Massey University) в Новой Зеландии, который был создан в 1964 г. в провинциальном городе Палмерстон-Норт. Университет включает в себя пять колледжей (бизнеса; дизайна, изобразительных искусств и музыки; педагогический; гуманитарных и социологических наук; естественных наук) и функционирует в трех городах Новой Зеландии: Палмерстон-Норте, Окленде и Веллингтоне.

Университет предоставляет широкий выбор вариантов обучения с учетом личных обстоятельств и предпочтений студентов. Как правило, дистанционное обучение ведется параллельно с очным и студенты всегда могут по желанию перейти с заочной формы обучения на очную. Им предоставлена возможность выбора между разными «образовательными потоками» — стационарным, дистанционным, смешанным, а также вариантом учебных блоков. Растущее число курсов дистанционного образования поддерживается использованием веб-технологий. Студенты имеют право частично или полностью проходить учебный курс в местных филиалах.

Университет выдает сертификаты, дипломы и присваивает ученые степени, в нем имеются более 70 программ. Большинство студентов Университета Массей (более 13 тыс. из 18 тыс. в 2000 г.) обучается дистанционно. Общее количество преподавателей, занятых в системе дистанционного обучения, достигает 450, из них 300 являются штатными.

Модель дистанционного обучения, основанная на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Два и более учебных заведения могут объединяться в консорциумы, совместно используя учебные материалы и разделяя между собой обязанности. Так, одно из них может взять на себя ответственность за подготовку средств обучения, другое выделяет преподавателей или обеспечивает аккредитацию. В качестве партнеров могут выступать либо университеты (специализированные или с двумя формами обучения), либо университетские факультеты, государственные учреждения, коммерческие компании, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Члены консорциума сохраняют собственную административную структуру, хотя частично утрачивают свою автономность. Каждый член консорциума, как правило, имеет собственный контингент учащихся. Должным образом организованный консорциум — это не просто соглашение о сотрудничестве между различными образовательными учреждениями (что, впрочем, также является одной из возможных моделей). Консорциум подразумевает использование единых учебных ресурсов.

Модель консорциума имеет много разновидностей. Часто в консорциум объединяются высшие учебные заведения иногда с привлечением специально учрежденных коммерческих отделений, а также частные компании, осуществляющие доставку информации и учебных курсов, созданных с использованием веб-технологий.

Такое сотрудничество в подготовке и использовании средств дистанционного обучения повышает их качество и делает эти средства менее дорогостоящими. Сотрудничество может быть национальным или транснациональным.

Известно, например, сотрудничество Северных колледжей (Northern Colleges) Англии. Северные колледжи имеют корпоративную телекоммуникационную сеть, которая связана с глобальной сетью Интернет. Основу дистанционного обучения в сотрудничестве Северных колледжей составляют компьютерные (электронные) учебники, которые пересылаются студентам по сети. Создание таких учебников представляет собой сложную задачу. Отмечено, что стоимость разработки их по всем дисциплинам одного курса обучения оценивается примерно в 1 млн фунтов стерлингов. Содружеством Северных колледжей декларируется возможность связи студентов с тьюторами по сети в режиме он-лайн круглосуточно.

Большой опыт в развитии этой модели дистанционного обучения имеется в Австралии. Там успешно функционирует консорциум девяти традиционных университетов — Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia — OLA). Обучение идет по 150 дисциплинам высшей школы, охватывающим социальные науки, бизнес, технологии и прикладные науки, с использованием как печатных материалов и почты, так и телевидения, радио, аудио- и видеозаписей. Однако просмотр телепрограмм и прослушивание радиолекций необязательно. Они дублируются в учебных печатных материалах.

Учебный год в OLA делится на четыре учебных периода (по 13 недель в каждом). Любые два последовательных учебных периода составляют семестр. Оплата за учебу осуществляется по семестрам. Ежегодно в OLA обучается более 12 тыс. студентов.

Балтийский университет в Швеции объединяет в области дистанционного обучения более 50 университетов балтийского региона. При этом в одном из старейших университетов Швеции — университете г. Упсала (бывшей столицы Швеции) — подготовлен для дистанционного обучения студентов высших учебных заведений и для повышения квалификации курс «Экономика предприятия» на русском языке.

Используя системы спутникового телевидения, студенты Балтийского университета из десяти стран балтийского региона имеют возможность осуществлять образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес.

Другими примерами консорциумов, функционирующих в различных странах, могут служить консорциумы NETTUNO и CUD в Италии и Агентство открытого обучения (Open Learning Agency) в Канаде.

Консорциум NETTUNO был образован в 1990 г. К 2000 г. в него вошли 38 университетов, восемь из которых находятся в Албании, и крупнейшие телекоммуникационные компании. В этом учебном заведении дистанционные студенты обучаются по той же программе, что и очные студенты, обучение ведут одни и те же преподаватели. Студенты обеих форм обучения сдают одинаковые экзамены, чтобы получить идентичные квалификации.

Каждый учебный модуль состоит из 40 часов видеоуроков, передаваемых ежедневно по национальному и спутниковому телевидению, и 15 часов практических занятий и консультаций с преподавателем. Административные обязанности поделены между Национальным центром, осуществляющим общенациональную координацию, и университетами-партнерами, занятыми набором студентов, разработкой учебных программ, составлением расписаний занятий и экзаменов.

Учебные ресурсы сконцентрированы в ресурсных центрах университетов-партнеров, где студенты могут пользоваться мультимедийными материалами, выполнять лабораторные работы, получать консультации преподавателей и сдавать экзамены. В распоряжение студентов предоставляются специальные пункты для самостоятельной работы с телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, принтером, факсом и модемом. Здесь также располагаются университетские технологические центры, где осуществляется запись видеоуроков.

NETTUNO дает возможность получения широкого спектра дипломов в области технических наук, экономики, архитектуры, а также проводит курсы университетского и постуниверситетского уровня. По данным университета, в нем проходят обучение более 3 тыс. студентов.

Консорциум CUD был основан в 1984 г. Он объединил более десяти университетов и политехникумов, а также Конфедерацию промышленности Италии, Национальную вещательную компанию, Телеком Италии, Оливетти и другие фирмы. Законодательно закрепленные цели деятельности организации состояли в производстве и распространении материалов для дистанционного обучения, в особенности вузовского уровня, разработке и управлении структурами, обеспечивающими пользование этими материалами, создании и совершенствовании методов доставки материалов до потребителя. CUD открыл более 20 учебных центров в Италии с выдачей дипломов в области компьютерной техники, экономики и лингвистики. Недавно CUD вошел в состав NETTUNO.

Агентство открытого обучения в Британской Колумбии (Канада) было создано в 1988 г. Оно является некоммерческим учреждением, включающим в себя Открытый колледж и Открытый университет. При посредничестве Агентства студенты могут поступить в оба названных учебных заведения, а также еще в три канадских университета: Университет Симона Фрейзера, Университет Британской Колумбии и Университет Виктории. В основном Агентство осуществляет прием без ограничений, исключение составляют лишь некоторые программы.

Открытый колледж предлагает целый ряд курсов, по окончании которых учащиеся получают сертификаты и дипломы, дающие право продолжить обучение в Открытом университете, который дает возможность получить различные ученые степени. В 1999 г. в Открытый университет поступили 6,5 тыс. студентов. Каждый студент получает пакет печатных материалов, нередко дополняемый вспомогательными материалами (аудиокассетами, наборами для проведения опытов в домашних условиях, компьютерными программами, образовательными ресурсами Интернета и телевизионными передачами сети Knowledge Network).

Другой, более эффективной, формой объединения ресурсов традиционных университетов является телеуниверситет. Это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Он сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов. Такая модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета NTU в США.

Университет NTU был основан в штате Колорадо в 1984 г. как некоммерческая корпорация. Университет является аккредитованным учебным заведением с правом выдавать дипломы. Посредством технологий дистанционного образования здесь готовят специалистов в области машиностроения, компьютерных наук, управления производством и по различным академическим программам.

NTU присваивает ученую степень магистра по 15 ключевым инженерным, техническим и управленческим специальностям. В университете предлагается около 1400 курсов по программе высшего образования, гармонично сочетающих теоретические и прикладные дисциплины, обзорные лекции и практические занятия.

В настоящее время NTU объединяет ресурсы свыше 50 ведущих университетов США, привлекает их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и аудитории этих университетов для создания и доставки обучающих телевизионных курсов на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям (более чем 300 мест). Это стало возможным благодаря тому, что NTU осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети NTU в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в сети NTU составило, например, в 1994 г. 22702 часа для университетских курсов и 2980 часов — для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR-401 (внутренним спутником, используемым NTU), охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.

Основными пользователями услуг NTU являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок NTU наблюдается в таких местах, как Силиконовая долина, Миннеаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий. Набор обучающихся в NTU постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5 тыс. человек.

Благодаря специальным учебным курсам, распространяемым с помощью спутниковой связи, Интернета или компакт-дисков, NTU предоставляет также возможность повышения квалификации в важнейших технических областях непосредственно на рабочем месте (корпоративное обучение).

Модель дистанционного обучения в университетах, специально созданных для этих целей. Использующие эту модель учебные заведения, в том числе открытые университеты, осуществляют лишь дистанционное обучение, как правило, студентов, не имеющих возможности или желания посвятить учебе полный рабочий день. Учебные планы, средства обучения, аккредитация, материальная поддержка студентов — все это представляет единый комплекс, предназначенный для удовлетворения потребностей студентов, обучающихся дистанционно. Преподавательский состав, свободный от необходимости работать в аудитории, полностью посвящает себя совершенствованию методов дистанционного обучения. Преподаватели имеют возможность разрабатывать специальные узконаправленные программы, используя весь потенциал новых педагогических методик. Как правило, в стенах учебных заведений рассматриваемого типа отсутствуют проявления какой-либо студенческой активности, но при этом может существовать региональная сеть учебных центров, где студенты и их преподаватели организуют встречи.

Существует целый ряд специализированных учебных заведений дистанционного обучения в разных частях земного шара. Несмотря на то, что все они представляют собой учреждения одного типа, их роли и функции существенно различаются, что видно из приведенных ниже примеров.

Одним из самых крупных подобных учреждений является уже Упоминавшийся Открытый университет Великобритании (UKOU) в г. Милтон Кейнз (близ Лондона), наделенный правом выдавать собственные дипломы и осуществлять профессиональную подготовку как независимое и автономное учебное заведение.

В Университет принимаются жители стран Европейского союза (либо государств, с которыми было заключено соответствующее соглашение) не моложе 18 лет вне зависимости от уровня образования. Абитуриентам предлагаются три основных типа программ обучения: студенческая, аспирантская (научно-исследовательская) и курсы непрерывного обучения по самым разным учебным программам, рассчитанные на самостоятельную работу и гибкие временные рамки. В Университете функционируют более 170 программ высшего образования и 160 программ послевузовского уровня, по которым обучаются более 170 тыс. студентов. Кроме того, 44 тыс. человек приобрели учебные материалы UKOU.

В Университете имеются восемь факультетов и колледжей: гуманитарных наук, бизнеса, педагогики и современных языков, медицины и социального обеспечения, математики и компьютерных наук, естественных наук, социальных наук, технологический.

UKOU является учебным заведением дистанционного образования, в котором средства обучения используются комплексно в результате самостоятельной работы студентов. Печатные материалы, составляющие основу учебных курсов, могут быть дополнены аудио- и видеокассетами, радио- и телепередачами, компакт-дисками, наборами для проведения экспериментов в домашних условиях, работой в Интернете и посредством телеконференц-связи, доступом к базам данных, производственной практикой, а также занятиями с преподавателем в дневных школах по месту жительства. В дополнение к этому по желанию можно получать консультации преподавателей в учебных центрах. Контроль может быть текущим и (или) в виде заключительных экзаменов. Слушатели относительно свободны в выборе курсов, которые можно комбинировать в зависимости от личных профессиональных потребностей.

На территории Великобритании работают 13 региональных офисов. Действуют также 305 учебных центров в Великобритании и 42 — в других странах. Хотя языком обучения является английский, некоторые бизнес-курсы переведены на венгерский, словацкий и русский языки.

Важным в опыте UKOU является практика использования в учебном процессе домашних компьютеров обучающихся, которую университет целенаправленно проводит с конца 1980-х годов. При этом осуществляется ряд организационных мер, таких как оказание помощи студентам в приобретении и использовании компьютеров (предоставлении льготных кредитов, скидок на приобретение компьютеров определенного типа, сервисных услуг по установке и настройке и т. п.).

Другим примером является Государственный открытый университет им. Индиры Ганди (IGNOU) в Индии, деятельность которого распространяется на всю страну. Университет наделен полномочиями осуществлять контроль за стандартами дистанционного образования во всех открытых университетах в разных штатах Индии. Важной особенностью его деятельности является то, что он призван выступать в качестве объединения учебных ресурсов.

IGNOU предлагает программы высшего образования, аспирантуры, а также непрерывного образования вне традиционной системы дипломов. В 1999 г. в университете действовали 47 программ и свыше 500 курсов. В конце 1990-х годов общее число студентов составляло около 600 тыс. В рамках университета функционируют девять колледжей: компьютерных и информационных наук, непрерывного образования, педагогический, инженерно-технологический, медицинский, гуманитарных наук, менеджмента, естественно-научный, социальных наук.

В качестве средств обучения используются печатные материалы, аудио- и видеокассеты, радио и спутниковое телевидение. Преподаватели осуществляют обучение как по почте, так и в аудиториях учебных центров. Проводятся текущий контроль и заключительные экзамены. Для компьютерных и менеджерских курсов предлагается интерактивное консультирование с помощью современных средств связи, а также виртуальное общение.

Центральный офис университета находится в Нью-Дели. Кроме того, имеются 34 региональных и более 600 учебных центров по всех стране. Помимо 245 штатных преподавателей в университете работают 18 консультантов и 18 тыс. наставников.

В качестве университета дистанционного образования в 1978 г. в Таиланде был создан Открытый университет Сукотай Тамматират (STOU). Университет STOU предоставляет возможность дистанционного обучения в целях получения сертификата, степени бакалавра или магистра. В настоящее время в рамках университета функционируют 11 школ: гуманитарных наук, педагогических наук, менеджмента, права, медицинских наук, экономики, внутренней экономики, политических наук, сельского хозяйства и кооперации, связи, науки и технологии. STOU предлагает 27 сертификационных, 65 бакалаврских и 8 магистерских программ — всего 609 курсов. При обучении используется комплекс различных учебных средств: печатные материалы, радио- и телепередачи, аудио- и видеокассеты, консультирование посредством компьютера, очные консультации и др.

Планируемый ежегодный набор студентов составляет 80—90 тыс. человек. В списках на сегодняшний день значатся 200 тыс. студентов. Штат работников университета составляет 1827 человек, из которых 378 являются преподавателями. Кроме того, в качестве внештатных экспертов привлекается около 4 тыс. преподавателейи специалистов из традиционных университетов, общественных организаций и частных компаний.

Бюджет университета складывается из разных источников, среди которых средства, поступающие от продажи учебных материалов, и плата студентов за обучение. Около 20 % бюджета финансируется правительством Таиланда.

В США примером осуществления открытого образования может служить Калифорнийский виртуальный университет, образованный в 1997 г. и объединяющий 95 вузов и колледжей. В нем в настоящее время обучаются более 28 тыс. студентов. В перспективе планируется довести количество студентов до 500 тыс. человек.

Примером успешного развития специализированных университетов с использованием дистанционной технологии обучения может служить Испанский национальный университет дистанционного образования (UNED), который имеет 58 учебных центров в Испании и девять — за ее пределами (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж, Рим и др.). Наиболее распространенными средствами дистанционного обучения являются печатные материалы. Используются также аудио- и видеокассеты. С 20 до 23 часов по Национальному радио Испании передаются учебные программы UNED. В последнее время применяется также телекоммуникационная связь, поэтому студенты могут обучаться даже в Нью-Йорке. Общее количество студентов, обучающихся в университете, составляет более 120 тыс. человек.

В образовательной модели «виртуальный университет» полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают современные технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам обучаемых и отдельным студентам встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого обучающийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учебного заведения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).

Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телекоммуникационные технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.

Виртуальный университет — это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета «Virtual University Gazette» (www.geteducated.com).

Модель, включающая в себя автономные обучающие системы (модель удаленных аудиторий). Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством радио- или телепрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Аудио- и видеоконференции, а также спутниковая связь позволяют студентам присутствовать на виртуальных уроках, которые один преподаватель может одновременно давать в нескольких местах.

В США немало вузов, предоставляющих студентам такую образовательную услугу, в частности Университет штата Висконсин (University of Wisconsin). Уроки в «учебной аудитории на расстоянии» предлагает китайская Национальная сеть радио- и телевизионных университетов CRTVU (Central Radio and TV University), один из крупнейших центров дистанционного образования в мире. Характерной особенностью этого учебного заведения является активное использование приема «аудитории на расстоянии» при обучении. Образовательная система включает в себя центральный блок и четыре организационных уровня. Центральный блок занимается подготовкой курсов для распространения в масштабе всей страны, устанавливает экзамены и стандарты оценки знаний. 44 телевизионных университета в провинциях осуществляют набор студентов в местные школы, учебные центры и консультационные группы. Они ведут подготовку учебных материалов, включая радио- и телепрограммы с учетом местной специфики, проводят экзаменационные проверки и присуждение степеней, дипломов и сертификатов, оказывают консультационные услуги.

Студенты, обучающиеся дистанционно, используют традиционные учебники, однако основным средством обучения являются радио- и телелекции, транслируемые через спутник. Группы студентов слушают эти лекции в учебных центрах своих предприятий в прямом эфире или в записи. Лекции читают профессора и преподаватели из CRTVU или местных телевизионных университетов прямо перед телекамерой. Иногда проводятся традиционные семинары в аудиториях, где наставники вместе со студентами разбирают материал учебников, дают задания и отвечают на вопросы. Посещение подобных занятий является для студентов обязательным, так как за дистанционное образование сотрудников, как правило, платит работодатель, а обучаемым предоставляется полностью оплачиваемый учебный отпуск.

Модель неформального интегрированного дистанционного обучения на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы или интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированными на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или связанными с профилактическими программами здоровья.

 
Категория: ИКТ в дистанционном образовании | Добавил: Yury_Vyacheslavovich (28.01.2013)
Просмотров: 1717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz